Сайт посвящён метеорологии

Главная | Регистрация | Вход
Пятница, 17.05.2024, 06:23
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Лекции [9]
Поиск
                             
Всего чел. на сайте: 10
Новых за месяц: 0
Новых за неделю: 0
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 0
Счетчик

Онлайн лист
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Cегодня нас посетили
Главная » Статьи » Материал по курсу "Учение об атмосфере" » Лекции

Предмет и задачи агрометеорологии

ЛЕКЦИЯ 1

ПРЕДМЕТ АГРОМЕТЕОРОЛОГИИ

Агрометеорология или сельскохозяйственная метеорология - наука, изучающая метеорологические, климатические и гидрологические условия в их взаимодействии с объектами и процессами сельскохозяйственного производства.

Агрометеорология в структурном плане представляет собой, научную систему специфических знаний, объединенных законами, методами и понятиями, раскрывающими связи объектов сельского хозяйства с погодой и климатом.

Агрометеорология сформировалась в конце XIX в. как прикладная отрасль метеорологии — науки о земной атмосфере и физических процессах, происходящих в ней. Метеорология изучает состав, плотность, температуру и влажность воздуха, лучистую энергию, движение и преобразование воздушных масс, облака, осадки, ураганы, заморозки, засухи и многие другие явления, происходящие в воздушной оболочке Земли во взаимодействии с поверхностью Мирового океана и суши. Эти явления, происходящие в атмосфере, называются метеорологическими явлениями.

Погода - состояние атмосферы в данном пункте в отдельный момент, характеризуемое совокупностью значений метеорологических величин.

Метеорологические величины - это различные характеристики состояния воздуха и некоторых атмосферных процессов. К основным метеорологическим величинам относятся атмосферное давление, температура воздуха, влажность воздуха, облачность, атмосферные осадки, ветер. К метеорологическим величинам можно также отнести характеристики лучистой энергии (солнечную радиацию, излучение Земли и атмосферы, продолжительность солнечного сияния).

Значения метеорологических величин за определенный период времени характеризуют метеорологические условия (условия погоды).

Климат - многолетний режим погоды в данной местности, обусловленный ее географическим положением.

Метеорологические величины и процессы в большей или меньшей степени влияют на рост, развитие и урожайность растений, на состояние и продуктивность животных, поэтому они изучаются и в агрометеорологии. При этом анализируется их влияние на растения и животных, на процессы сельского хозяйства во взаимодействии с водным и тепловым режимом почвы. Водный режим почвы характеризуют гидрологические величины.

Агрометеорологические факторы - метеорологические и гидрологические величины, определяющие состояние и продуктивность сельскохозяйственных объектов. Их сочетания в определенный период времени называют агрометеорологическими условиями существования объектов сельского хозяйства.

Агроклиматические условия это многолетние характеристики агрометеорологических условий в данной местности.

Следовательно, агрометеорология изучает погоду и климат применительно к задачам сельского хозяйства, что не изучается ни одной из других сельскохозяйственных наук.

Агрометеорология тесно связана с другими отраслями метеорологии: физикой атмосферы, изучающей общие физические закономерности атмосферных процессов; синоптической метеорологией, изучающей эти процессы в целях разработки методов прогноза погоды; климатологией, исследующей процессы климатообразования, ресурсы климата и проблемы преобразования климата территорий разного масштаба; космической метеорологией и др.

Агрометеорология также тесно связана с физикой, географией, так как агрометеорологические явления изучаются в географическом и физическом аспектах; с почвоведением, физиологией растений, растениеводством, мелиорацией и другими сельскохозяйственными и биологическими науками.

2 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

Методы агрометеорологических исследований базируются на следующих основных законах.

1.   Закон равнозначности (или незаменимости) основных факторов жизни. Сущность его состоит в том, что ни один из необходимых для развития растений основных факторов (воздух, свет, тепло, влага) не может быть ни исключен, ни заменен другим. Все они необходимы для жизни растений.

2.   Закон неравноценности факторов среды для растений. Согласно этому закону, факторы среды по своему действию на растения подразделяются на основные и второстепенные (ветер, облачность, давление атмосферы и др.). Основные факторы оказывают непосредственное и сильное влияние на растения. Второстепенные играют косвенную роль, корректируя действие основных. Они усиливают или ослабляют действие основных факторов.

3.   Закон минимума (или лимитирующего фактора), согласно которому при не изменяющихся других условиях уровень урожая определяется тем фактором, который находится в минимуме. Например, в засушливых зонах количество влаги является лимитирующим фактором урожая.

4.  Закон оптимума (или совокупного действия факторов). Согласно этому закону, наивысшая продуктивность растений обеспечивается только оптимальным сочетанием разных факторов при непрерывном повышении агротехники возделывания растений.

5.  Закон критических периодов, в соответствии с которым в отдельные периоды жизни растения особо чувствительны к определенным количественным значениям факторов среды, особенно к влаге, теплу, солнечной радиации.

Основные методы исследований агрометеорологии, опирающиеся на указанные законы, имеют целью установить количественные значения основных и второстепенных факторов среды, обусловливающих существование растений, их лимитирующие значения и оптимальные сочетания с учетом критических периодов. Для этого в агрометеорологии применяются следующие методы исследований:

1. Метод параллельных, или сопряженных, полевых наблюдений за метеорологическими явлениями и растениями, позволяющий устанавливать связь между условиями погоды и ростом, развитием, урожайностью сельскохозяйственных культур. Метод предусматривает измерение метеорологических величин параллельно (сопряженно) с наблюдениями за развитием сельскохозяйственных растений в поле.Сопряженные наблюдения позволяют также оценивать потребность растений в определенных количествах света, тепла, влаги, определять критические температуры различных сортов и культур, выявлять повреждения их заморозками и др.

2. Метод учащенных сроков посевов, при котором растения высеваются в поле в разные сроки и за их развитием и условиями погоды в данном месте ведутся сопряженные (параллельные) наблюдения. При использовании метода изучаемый сорт высевается через каждые 5—10 дней в течение вегетационного периода. Растения различных сроков сева развиваются в неодинаковых метеорологических условиях. В результате опыта даже в течение одного года можно получить информацию о влиянии разных комплексов метеорологических параметров на исследуемое растение в данной местности. Этот метод значительно ускоряет изучение устойчивости растений к неблагоприятным явлениям погоды.

3.  Метод географических посевов, при котором в разных географических пунктах (в разных климатических условиях) высевают исследуемые сорта (гибриды) растений. Метод географических посевов позволяет решать ту же задачу, что и метод учащенных сроков сева, так как посевы данного сорта в разных климатических зонах находятся в различных условиях увлажнения, температуры, длины дня и т. д.


4.  Метод экспериментально-полевой, при котором в полевых опытах с помощью специальных конструкций и приемов изменяются агрометеорологические условия, возделывания растений регулируется по программе опыта температура и влажность почвы, продолжительность и интенсивность освещения, высота снежного покрова.

5. Метод дистанционных (неконтактных) измерений с вертолетов, самолетов и спутников, позволяющий определять состояние посевов, термический режим, увлажнение и т. п. на больших площадях.

6.  Метод фитотронов, позволяющий исследовать реакции растений на различные комплексы света, тепла, влаги в камерах искусственного климата.

7.   Метод математического моделирования, который состоит в построении математической модели, позволяющей при помощи математического аппарата описывать влияние агрометеорологических условий на рост и развитие растений, их продуктивность.

8. Метод математической статистики, который позволяет обрабатывать массовые материалы наблюдений для установления связи развития и формирования продуктивности растений с условиями погоды.

Из перечисленных методов первый — метод сопряженных наблюдений положен в основу программы агрометеорологических наблюдений, проводящихся на метеорологических станциях.

3. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

Задачи агрометеорологии определяются требованиями сельского хозяйства, его интенсификации путем механизации, химизации, мелиорации земель, селекции высокопродуктивных сортов культурных растений.

Основными задачами агрометеорологии являются:

1) исследование закономерностей формирования метеорологических и климатических условий сельскохозяйственного производства в географическом разрезе и во времени;

2)  разработка методов количественной оценки влияния метеорологических факторов на развитие, состояние и продуктивность агроценозов, животных, на развитие и распространение вредителей и болезней сельскохозяйственных культур;

3)   разработка методов агрометеорологических прогнозов;

4)  обоснование размещения новых сортов и гибридов сельскохозяйственных культур и обоснование приемов наиболее полного использования ресурсов климата для повышения продуктивности земледелия;

5)  разработка методов борьбы с неблагоприятными явлениями погоды и климата, изучение путей мелиорации микроклимата полей;

6)  обоснование дифференцированного применения агротехники в соответствии со сложившимися и ожидаемыми условиями погоды;

7)  агроклиматическое обоснование приемов мелиорации земель и интенсивной технологии в растениеводстве;

8) совершенствование методов оперативного обеспечения сельскохозяйственного производства агрометеорологической информацией и оценки ее экономической эффективности.

Для решения указанных задач, совершенствуя методы и средства исследований на основе научно-технического прогресса, агрометеорология изучает требования объектов сельского хозяйства к метеорологическим условиям и устанавливает количественные связи между этими условиями и процессами роста, развития и формирования урожая сельскохозяйственных растений. Эти задачи направлены на достижение основной цели—обеспечения всеми видами агрометеорологической информации агропромышленного комплекса страны на проектном, плановом и оперативном уровнях.

Категория: Лекции | Добавил: Евгений (22.02.2013)
Просмотров: 70658 | Теги: задачи, Агрометеорология, предмет | Рейтинг: 3.2/11
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Часики
  
Календарь
Вход
Погода

Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный хостинг uCoz